Sunday, June 8, 2014

3 Нарымская голгофа


История Томской епархии в период с 1917 по 1940 год
щины, как она была крещена в начале 40-х годов. Проживала она в одной из деревень нынешнего Асиновского района. На краю деревни был маленький домик, в котором жил священник. Тогда эта женщина была маленькой девочкой. Однажды мама взяла ее с собой. Они оделись, как будто пошли собирать грибы или ягоду, чтоб не навлечь на себя подозрения, и отправились в дом священника. Женщина вспоминает, что обстановка была очень убогой, а священник совсем старый и немощный. С ним проживали две старушки (по словам женщины, монашки), которые помогали ему даже подняться с лежанки. Старичок-священник ласково поговорил с девочкой и совершил над ней крещение. К сожалению, эта женщина не запомнила ни имени священника, ни других подробностей.
В 1943 году советское правительство меняет свою религиозную политику. Было дозволено открытие в епархиях небольшого числа храмов. После вдовства Томской кафедры с 1937 года в 1943 году она вошла в Новосибирскую епархию, куда был назначен архиепископ Варфоломей (Городцев). В 1944 году разрешили открыть в Томске церкви Петропавловскую183 и Троицкую (бывшую единоверческую)184 и церкви в поселках Моряковский Затон185 и Тогур186. Во вновь открывшихся храмах стали совершаться богослужения, однако репрессии по отношению к Церкви не прекратились. В 1948 году был арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах клирик Троицкой церкви архимандрит Питирим (Локтионов). Вместе с о. Питири-мом арестовали еще пять человек: церковного старосту, помощника старосты, двух церковных сторожей и просто верующую Марию Васильевну Егорову. М. В. Егорова обвинялась в том, что собирала подписи для открытия церкви в Томске, носила передачи в тюрьму священнослужителям, оказывала приют монахам и священникам, отбывшим сроки заключения, и в том, что на ее квартире совершались богослужения. За все это М. В. Егорову осудили на 7 лет ИТЛ187. В 1949 году в антисоветской деятельности были обвинены и осуждены на 25 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах 63-летний настоятель Троицкой церкви о. Михаил Петров (уже отбывший 6 лет концлагерей)188 и бухгалтер Троицкой церкви Вениамин Андреевич Хаов (отбывший ранее 10 лет концлагерей) 189. В 1950 году арестован 75-летний митрофорный протоиерей Михаил Рубинский (осужден на 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах)190. Разрешив открытие четырех церквей в
81

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
Томской области в 1945 году, власти всячески препятствовали дальнейшему открытию храмов. Через много лет с большими трудностями верующие смогли зарегистрировать общину и построить небольшую церковь в городе Асино (1977 год). Далее, вплоть до 1988 года, в Томской области церковные общины не регистрировались.
82

История Томской епархии в период с 1917 по 1940 год
Примечания
1 Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах п. 13 от 20 января (2 февраля) 1918 г. // Известия. 1918. 21 января (3 февраля).
2 Историческая записка об обновленческом движении в Алтайской епархии // Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. С. 15.
3 Справочная книга по Томской епархии 1914 / Под рук. Карташева. Томск, 1914.
4 ГАТО. Ф. 170. О. 7. Д. 708.
5 Томские епархиальные ведомости. 1886. № 12.
6 ГАТО. Ф. 170. О. 3. Д. 4944. Л. 92-96.
7 Евтихиева И.А. Чудотворные иконы Томской епархии // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Духовно-исторических чтений / Под ред. Протоиерея Л.М. Хараима и к. ф. н.? доцента О. Т. Лойко. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. С. 117 - 132.
8 ГАТО. Ф. Р-53. О. 1. Д. 24. Л. 98.
9 Знамя революции. Томск. 1918. 9 марта.
10 Томский церковно-общественный вестник 1918. № 12.
11 Там же.
12 Томские Епархиальные ведомости. 1919. №7 — 8.
13 Заплавный С.А. Рассказы о Томске. Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд-во, 1980. С. 213.
14 Вестник Томской губернии. 1919. № 66.
15 Томский церковно-общественный вестник. 1918. № 30.
16 Томский церковно-общественный вестник. 1918. № 28.
17 ГАТО. Ф. 102. О. 9., Д. 141.
18 ГАТО. Ф. 1362. О. 1. Д. 307.
19 Вестник Томской губернии. 1919. № 140; ЦДНИ ТО. Ф. 4204. О. 1. Д. 64. Л. 11 (об.).
20 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-11292.
21 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-1022.
22 Архив УФСБ по ТО. Дело без номера.
23 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-1526.
24 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-11821.
25 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-9441.
26 ГАТО. Ф. Р-202. О.1. Д. 20. Л. 16.
27 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-915.
28 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-927.
29 ГАТО. Ф. Р-53. О. 1. Д. 66. Л. 319-321.
30 Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. С. 58.
31 См., например, «договор» с общиной Троицкого собора: ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. П7.
32 ГАТО. Ф. Р-200. О. 1. Д. 17а. Л. 337.
83

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
33 ГАТО. Ф. Р-53. О. 1. Д. 172. Л. 18.
34 ГАТО. Ф. Р-53. О. 1. Д. 32. Л. 18.
35 ГАТО. Ф. Р-202. О. 1. Д. 150. Л. 380.
36 ГАТО. Ф. Р-202. О. 2. Д. 2. Л. 388.
37 Знамя революции. Томск. 1920. № 141.
38 ГАТО. Ф. Р-53. О. 1. Д. 4. Л. 153.
39 ГАТО. Ф. Р-202. О. 1. Д. 237. Л. 15.
40 ГАТО. Ф. Р-202. О. 1. Д. 169. Л. 19.
41 Знамя революции. Томск. 1920. 14 октября.
42 Знамя революции. Томск. 1920. 8 июня.
43 ГАТО. Ф. Р-278. О. 3. Д. 19. Л. 180.
44 ЦДНИ ТО. Ф. 1. О. 1. Д. 55, Л. 429.
45 ЦДНИ ТО. Ф. 1. О. 1. Д. 55., Л. 455 об.
46 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-11336.
47 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-7791.
48 Знамя революции. 1920. № 133,
49 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М, 1994. С. 188 — 190.
50 Там же. С. 190.
51 Там же. С. 191.
52 Известия. 1922. 15 марта.
53 Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 191 - 194.
54 Дмитриенко Н. М. Дело томских церковников // Социально-политическое развитие Сибири (XIX-XX вв.). Томск: Изд-во Том. ун-та. 1998.
55 Красное знамя. 1922. № 74.
56 ЦДНИ ТО. Ф. 1. О. 1. Д. 70. Л. 10.
57 Красное знамя. Томск. 1922. № 76.
58 Красное знамя. Томск. 1922. № 77.
59 Красное знамя. Томск. 1922. № 78.
60 Красное знамя. Томск. 1922. 13 апреля.
61 Красное знамя. Томск. 1922. 16 апреля.
62 Красное знамя. Томск. 1922. № 98.
63 Красное знамя. Томск. 1922. 27 мая.
64 Красное знамя. Томск. 1922. 8 июня.
65 ГАТО. Ф. Р-236. О. 2. Д. 96. Л. 12- 13, 78-79, 90.
66 Красное знамя. Томск. 1922. № 176.
67 Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917—1997. М.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С. 76.
68 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX —XX вв.): Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГГМ, 1977. С. 120.
69 Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX-XX вв.): Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГГМ, 1977. С. 120.
70 Красное знамя. Томск. 1922. № 102.
84

История Томской епархии в период с 1917 по 1940 год
85
« ОСД УАДАК. Ф. Р-2. Д. 5741. Л. 43.
72 ЦДНИ. Ф. 1. О. 1. Д. 70. Л. 23.
73 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX-XX вв.): Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГТМ, 1977. С. 120.
74 Красное знамя. Томск. 1922. № 124.
75 Красное знамя. Томск. 1922. № 127.
76 Красное знамя. Томск. 1922. № 134.
77 ГАТО, Ф. Р-236. О. 1. Д. 96. Л. 4 - 14.
78 Красное знамя. Томск. 1922. № 176.
79 Красное знамя. Томск. 1922. № 184.
80 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX —XX вв.): Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГМ, 1997. С. 124.
81 Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917— 1998). Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. С. 15—16.
82 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX — XX вв.): Сб. науч. тр.. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГМ, 1997, С. 122.
83 Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917—1998). Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. С. 15.
84 Красное знамя. Томск. 1922. № 220.
85 Томские епархиальные ведомости. 1916. № 13.
86 Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917 — 1997. М.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С. 93.
87 Из кн.: Левитин-Краснова А., Шаврова В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 189.
88 Там же.
89 Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917—1998). Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. С. 16.
90 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX —XX вв.): Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГМ, 1997. С. 122-123.
91 Красное знамя. Томск. 1922. № 233.
92 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (серединаXIX — XX вв.): Сб. науч. тр.. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГМ, 1997. С. 123.
93 ОСД УАДАК. Ф.1. Р-2. Д. 5741. Л. 104.
94 Там же. Л. 106.

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
95 Бочкарев В., прот. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX — XX вв.): Сб. науч. тр.. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГМ, 1997. С. 123.
96 Красное знамя. Томск. 1922. № 233.
97 Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917—1997. М: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С. 731.
98 Там же. С. 764.
99 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-11336.
100 Там же.
101 Там же.
102 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-11160.
103 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 121.
104 Там же. Л. 4.
105 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 121. Л. 4-5.
106 Там же. Л. 5 — 6.
107 Там же. Л. 4.
108 ОСД УАДАК. ФР. 2. Д. 22312. Л. 12-18.
Ю9 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 169.
110 Там же. Л. 12.
111 ОСД УАДАК. ФР. 2. Д. 22312. Л. 10.
112 Там же. Л. 12-14.
113 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 121. Л. 23-24.
114 Там же. Л. 22-23.
115 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-5188. Л. 7.
116 Там же.
117 Архив УФБС по ТО. Д № П 7414.
118 Томские православные ведомости. Апр. 1991 года. № 3 (5).
119 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 52.
120 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 32.
121 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 7.
122 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 117.
123 Там же.
124 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 181. Л. 44.
125 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 3.
126 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 9.
127 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 34.
128 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 12.
129 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 53 б.
130 ГАТА. Ф. Р-430. О. 1. Д. 8.
131 Там же.
132 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-8122.
133 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 53 а.
134 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 80. Л. 165.
135 Там же.
86

История Томской епархии в период с 1917 по 1940 год
136 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 689.
'37 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 12. Л. 176.
138 Архив ГАТО. Ф. Р-588. On. 1. Д. 592. Л. И - 12.
139 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 474. Л. 268.
140 ГАТО. Ф. Р-588. On. 1. Д. 142. Л. 20.
141 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 53 а. Л. 195.
142 Там же. Л. 307.
143 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 596. Л. 49-52.
144 ГАТО. Ф. Р-588. On. 1. Д. 33. Л. 28.
145 Там же. Л. 58.
146 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 80.
147 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 870.
148 Архив УФБС по ТО. Д. № П-7414.
149 Уйманов В. Н. Репрессии. Как это было... (Западная Сибирь в 20-х — начале 50-х годов). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. С. 67 — 68.
150 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-2110.
151 Цыпин В.г прот. История Русской Церкви 1917—1997. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 187.
152 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 870.
153 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 12.
154 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1, Д. 32; Красное знамя. Томск. 1930. 31 янв.
155 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 13.
156 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 9.
157 Там же.
158 Красное знамя. Томск. 1931. № 73.
159 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-898.
160 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-10975.
161 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-899.
162 Там же.
163 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-8376.
164 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-2526.
165 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-8525.
166 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-8363.
167 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-5997.
168 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-12020.
169 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-7791.
170 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-7778.
171 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-7917.
172 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-7949.
173 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-8514.
174 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-2522.
175 ЦХАФ АК. Ф. Р-536. О. 1. Д. 239. Л. 70.
176 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-6258.
177 Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30 - 40-е и начале 50-х годов / Сост.: В. Н. Уйманов и Ю. А. Петрухин. Управление КГБ СССР по Томской области, 1991. С. 345.
178 Там же. С. 272.
179 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-9354.
87

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
180 Архив УФСБ по ТО. Д. № П-9498.
181 ГАТО. Ф. Р-430. О. 1. Д. 52.
182 Архив УФБС по ТО. Д. № П-7414.
183 ГАТО. Ф. 1786. О. 1. Д. 10.
184 ГАТО. Ф. 1786. О. 1. Д. 57.
185 ГАТО. Ф. 1786. О. 1. Д 14.
186 ГАТО. Ф. 1786. О. 1. Д. И.
187 Архив УФСБ по ТО. Д. П-6348.
188 Архив УФСБ по ТО. Д. П-10311.
189 Архив УФСБ по ТО. Д. П-10761.
190 Архив УФСБ по ТО. Д. П-11018.

ГЛАВА II
Репрессированные священнослужители и миряне на территории Томской области
Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться... Скажи имя покойного: пусть все творят за него молитвы и моления. Это приклонит на милость Бога...
Св. Иоанн Златоуст «Беседа XXI на Деяния Апостольские»
Три четверти XX столетия Россия была сплошной голгофой для христиан. Это столетие явилось небывалым в истории Православия масштабом подвига мученического стояния за веру и Церковь. Более 70 лет не только уничтожались церкви, священнослужители, их дети и верующие миряне, но и всякая память о них. Долгое время нами собирались сведения о священниках и церковнослужителях Русской Православной Церкви, потрудившихся в Томской области. До 1918 года регулярно составлялись и сдавались в архив «Клировые ведомости», содержащие сведения о священниках всех церквей. Собрать сведения о священнослужителях и их судьбах после 1918 года составило немалые трудности. В музеях, архивах и в семьях их потомков не сохраняется, как правило, ни их фотографий, ни воспоминаний о них... Дети и внуки священников, уцелевшие от репрессий, обрушившихся на их семьи, не ходят больше в открывшиеся церкви. Большую помощь оказали книги «Боль людская» (5 книг), изданные за период с 1991 по 1999 год Управлением Федеральной службы безопасности России по Томской области. Составитель этих книг, сотруд
89

М. В, Фаст, Н, П, Фаст, Нарымская Голгофа
ник Управления ФСБ РФ по Томской области кандидат исторических наук В. Н. Уйманов, по праву считает их Книгой Памяти более 20 тысяч томичей, репрессированных в 30 — 40-х и начале 50-х годов на территории нынешней Томской области. Собрав имена и фамилии епископов, священников, диаконов, псаломщиков, старост, председателей церковных-советов и других активных мирян, мы смогли проследить их дальнейшую судьбу. Почти все они оказались включенными в книги «Боль людская», только перед последним арестом и расстрелом они уже были дворниками, шорниками, сторожами, малярами, административно-ссыльными, заключенными, «без определенных занятий», безработными, иждивенцами и т. п. Более того, при изучении «дел», предоставленных нам Управлением ФСБ по Томской области, мы смогли включить в наш список имена епископов, священников, монахов и монахинь, не служивших на территории Томской области, но отбывавших свои сроки наказания в томских исправительно-трудовых лагерях и здесь погибших. В наш список включены также и репрессированные священнослужители, отбывшие разные сроки наказания в лагерях и ссылках и служившие в 4 церквах Томской области, открытых в 1945 году, а также и те, кто получили свои сроки после 1945 года.
В список репрессированных священнослужителей и мирян Православной Церкви вошло более 600 человек. Он, конечно, не является полным. Мы практически не располагаем данными по административно-ссыльным, отбывавшим ссылку в Томской области. А их было немало. Так, Лев Регельсон в своей книге «Трагедия Русской Церкви» (1917— 1945), изданной Крутицким Патриаршим подворьем в Москве в 1996 году, приводит с десяток имен епископов, находившихся в ссылке в Нарыме в 1924— 1925 годах. В книге «Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917— 1998)»1 опубликован документ, в котором протоиерей Петр Гаврилов из Сретенской церкви г. Бийска в 1934 г. сообщил, что он ранее отбывал ссылку в Нарымском крае, где вместе с ним было около 130 священников2. Тем не менее, нас заверили в Информационном отделе УВД по Томской области, что сведений о ссыльных 1922 — 1937 годов не сохранилось.
В состав репрессированных, кроме членов Патриаршей Церкви, были включены пострадавшие от советской власти сто
90

Репрессированные священнослужители и миряне
ронники обновленческого и григорианского течений. Не всегда представлялась возможность выяснить церковную принадлежность священнослужителей. Кроме того, встречались случаи перехода из одной церковной ориентации в другую. Нередко принадлежность к той или иной ориентации зависела от субъективных обстоятельств. У простых верующих, особенно сельской местности, обычно не было выбора, и они принадлежали тому церковному течению, которое избирал настоятель их прихода. Священники, нередко измученные безработицей, соглашались служить под началом обновленческого епископа. Трудно представить, что формальная принадлежность раскольническому течению ставила их вне Церкви, особенно когда за веру Христову они шли на эшафот. Нередки были случаи и человеческой слабости. Все знают о невыносимых условиях содержания советских узников и применяемых пытках. В надежде облегчения своей участи люди шли на компромисс с совестью, давали показания в ОГПУ на своих единоверцев. Бывало, отрекались от сана и от веры. Снявших с себя сан, отпавших от Церкви авторы из списков репрессированных не исключали.
Очень трудно проверить достоверность и точность сообщений, полученных от родственников, знакомых, друзей, прихожан, часто пересказанных из уст в уста. Но еще труднее поверить в достоверность обвинений, предъявленных осужденным органами «госбезопасности». И все же приведенные сведения из дел, с грифами «ХВ» (хранить вечно), хранящихся в Архиве ФСБ по ТО на всех репрессированных за веру Христову, помогут нам вспомнить всех мучеников и исповедников земли томской, края Нарым-ского «поименно».
Еще в 1960 году помощник военного прокурора СибВо капитан юстиции Ларионов, делая заключение по вопросу реабилитации протоиерея В.И. Способина и других священников, пишет заключение: «Осужденные происходят из классово-чуждой среды, все они в прошлом являются служителями религиозного культа (попами, дьяканами и т.п.) или происходили из их среды, а также и то, что ни в отношении одного из них не поданы жалобы о пересмотре их дел на предмет реабилитации руководствуясь ст. 428 УПК РСФСР полагал-бы признать не целесообразным пересмотр архивно-следственных дел на указанную группу лиц»3.
И только с конца 1989 года начался массовый пересмотр дел и реабилитация безвинно пострадавших по 58-й статье Уголов
91

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
ного кодекса за период времени от ее принятия до 1953 года включительно. Основанием послужили Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начале 50-х годов» и Закон о реабилитации жертв политических репрессий, принятый 18 октября 1991 года.
В качестве дополнения были включены сведения о репрессированных членах старообрядческих общин и других религиозных обществ. Поскольку в нашу задачу не входил поиск всех репрессированных по религиозным убеждениям, в эти списки вошла лишь часть лиц, чьи имена были обнаружены в процессе работы.
Томская епархия была образована в 1834 году. О первых одиннадцати епископах приведены сведения в книге Евтропова «Строительство Троицкого кафедрального собора», изданной в 1900 году. Двенадцатый епископ Мефодий (Маврикий Львович Герасимов), занимавший Томскую кафедру с 1912 по 1914 год, был в 1914 году перемещен на Оренбургскую кафедру, а с 1920 года возглавил Харбинскую кафедру. Служение следующих томских архипастырей пришлось на годы Советской власти. Их служение сопровождалось арестами, ссылками, тюрьмами. Семерых из них расстреляли. Такая же судьба была уготована и епископам других течений: ВВЦС и обновленцам. Томская епархия прекратила свое существование в 1937 году.
92

Репрессированные священнослужители и мирян

Список основных сокращений
АО
автономная область
век
Восточно-Сибирский край
г.
город
ГАТО
Государственный архив Томской области
губ.
губерния
д.
дело
дер.
деревня
зек
Западно-Сибирский край
ИТК
исправительно-трудовая колония
ИТЛ
исправительно-трудовой лагерь
Л.
лист
Оп.
опись
обл.
область
окр.
округ
пос.
поселок
р-он
район
с.
село
св.
святой (святая)
ст.
станция
то
Томская область
УФСБ
Управление Федеральной службы безопасности
Ф.
Фонд М. В. Фаст, Н. П. Фаст, Нарымская Голгофа
ТОМСКИЕ АРХИПАСТЫРИ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1937 ГОД
1914-1919 гг.
Архиепископ Анатолий (Анатолий (Алексей) Васильевич Каменский). Родился 3 октября 1863 года в семье диакона. Окончил Самарскую духовную семинарию в 1888 году. С 1888 года — надзиратель Самарской духовной семинарии, с 6 августа 1888 года рукоположен во священника к церкви села Хилково Самарской епархии. В 1891 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 году. 26 августа 1895 года епископом Никандром (Молчановым) пострижен в монашество. С 1895 года — настоятель Сит-хинского Михаило-Архангельского собора, смотритель Миссионерской школы и благочинный Ситхинского округа — архимандрит. С 1898 года причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско. С 1899 года — заведующий Миннеапольской миссионерской школы. С 1903 года — ректор Одесской духовной семинарии. 10 декабря 1906 года хиротонисан во епископа в Свято-Троицком соборе Александра Невского лавры. Хиротонию совершали митрополит СПб-й и Ладожский Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и др. архиепископы и епископы; назначен епископом Елизаветтрадским, викарий Херсонской епархии. Член Государственной думы 4-го созыва. Переведен на Томскую кафедру 30.07.1914 года. На Томской кафедре с 8 января 1916 года, и пребывал здесь до 1919 года4. Именовался епископом Томским и Алтайским. Участник Поместного собора 1917— 1918 годов. Правление его пришлось на трудное и сложное время: Февральская и Октябрьская революции, гражданская война и правление Колчака, обрушившиеся на церковь гонения. В томской газете «Знамя революции» (№ 18 за 21 июня 1917 года) о епископе Анатолии написано: «...Этот отец стяжал себе великую славу, как духовный вождь черносотенного гнезда в Одессе. Когда раскрылись все темные поделки, благодаря которым отец Анатолий был выбран в Государственную Думу, нашли неудобным держать его больше в нашей законодательной палате. Отца Анатолия решили убрать подальше от людских глаз —
94

Репрессированные священнослужители и миряне
его сослали в Сибирь, в Томск, где и назначили епископом. И вот еще мы узнаем, что и в Томске отец Анатолий пришелся не ко двору. Деятельность епископа нашли не соответствующей новому течению церковной жизни и носящей явно реакционный характер, а потому съезд духовенства и мирян Томской епархии в заседании 15 июня выразил большинством (73 против 34) епископу недоверие. Пред Святейшим Синодом возбуждено ходатайство об освобождении Томской епархии от нежелательного руководителя и о назначении временно до выборов заместителем епископа Иннокентия Бийского». В ноябре 1918 года он был Председателем Сибирского Соборного Церковного совещания в Томске. В 1923— 1924 годах Каменский был архиепископом Иркутским, а в октябре — декабре 1924 года — Омским, где часто служил с епископом Виктором (Богоявленским). «Сподобился он блаженной кончины в алтаре Братской церкви во время всенощного бдения под воскресенье во время великого славословия 20.09.1925 г.». В архиве УФСБ по Томской области в Деле № П-11292 на псаломщика Каменского Михаила Васильевича, брата епископа Анатолия, есть показания, что «епископ Анатолий Томский перед приходом Красной армии бежал в Иркутск, но по частным слухам заболел тифом в г. Красноярске...». Газета «Красное знамя» (№ 103 от 15.05.1922 года) сообщает об аресте архиепископа Иркутского и Верхоленского Анатолия. Епископ Анатолий (Каменский), отбывая в эвакуацию в Иркутск, перевозил с собой святые мощи Святителя Иоанна Тобольского, эвакуированные из Тобольска. В книге В. Русака «Свидетельство обвинения» (Москва, 1980, ч. 1, с. 134) читаем: «В то же время (июль 1922 года) ревтрибуналом были осуждены епископ Иркутский Анатолий». На с.302 помещена его фотография и сообщается, что он расстрелян в 1925 году. В книге О. Е. Наумовой «Иркутская епархия 18 — первая половина 19 века», изданной Иркутским государственным техническим университетом (1996 год), есть сведения об архиепископе Анатолии, что он был на Иркутской кафедре с 12 июля 1920 года по 14 июля 1922 года и был осужден к расстрелу с заменой на 10-летнее заключение. В то же время, внучка его брата Елпидифора, расстрелянного в Томске в 1937 году, сообщила нам, что в их семье упоминалось об отце Анатолии, как уехавшем в Канаду. В кн. «Акты Святейшего Патриарха Тихона» приведена характеристика епископа Алексия (Буя), данная ему митрополитом Сергием Страгородским, в которой со
95

М. В, Фаст, Н. П. Фаст, Нарымская Голгофа
общается, что «епископ Алексий был келейным иеромонахом у архиепископа Томского и Иркутского Анатолия Каменского (ныне покойного)». Этот документ относится к 1928 году.
1920-1921 гг.
Митрополит Иаков (Иван Алексеевич Пятницкий). Родился 22 сентября 1844 года в с. Брыни Жиздринского уезда Калужской губернии. Окончил Калужскую духовную семинарию. В 1870 году окончил курс Московской духовной академии. В 1878 году удостоен ученой степени «магистр богословия». С 1870 года — помощник секретаря Совета МДА. С 1872 года — смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии. С 16 октября 1873 года — преподаватель Вифанской духовной семинарии. В 1876 году пострижен в мантию и рукоположен во иеромонахи. С 1 октября 1886 года — ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита. 28.04.1891 года рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижнегородской епархии. С 1892 года — епископ Уманский, викарий Киевской епархии. С 1893 года — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 1898 по 1904 год — епископ Кишиневский, с 1904 по 1907 год — архиепископ Ярославский, с 1907 по 1910 год — архиепископ Симбирский. 29 сентября 1912 года избран почетным членом Московской и Казанской Духовных академий. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917 — 1918 гг., почетный председатель Отдела о Духовных академиях, председатель Уставного отдела. В 1917 году, 28 ноября (11 декабря) — возведен в сан митрополита Казанского и Свияжского. Вместе с ним получили сан митрополита Антоний Храповицкий, Арсений Стадницкий, Агафангел Преображенский, Сергий Стра-городский. В 1918 году вместе с викарным епископом Чебоксарским Борисом прибыл в Томск в эвакуацию. Проживал в архиерейском доме. В ноябре 1918 года в звании почетного председателя возглавил Сибирское Соборное совещание, проходившее в Томске. В декабре 1919— 1920 году был местоблюстителем Томской архиерейской кафедры, замещая епископа Анатолия Каменского, отбывшего в Иркутск. В 1920 году был назначен на Томскую кафедру, которой управлял в 1920— 1921 годах. В 1920 году был изгнан из архиерейского дома и был вынужден ютиться в холодной, тёмной комнате. Архиерейский дом был передан под музей.
96

Репрессированные священнослужители и миряне
В 1921 году по прошению к патриарху Тихону митрополит Иаков вышел на покой и назначен настоятелем Ставропигиального Симонова монастыря. По вторичному прошению к патриарху оставлен в Томске на покое при женском Иоанно-Предтеченс-ком монастыре. Умер в 1922 году, похоронен на территории Томского женского монастыря.
1921 г.
Епископ Андрей (князь Александр Алексеевич Ухтомский).
Родился 26 декабря 1872 года в с. Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии. С 1887 по 1891 год учился в Нижегородском кадетском корпусе. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 2 декабря 1895 года пострижен в мантию архимандритом. Антонием (Храповицким) и с 6 декабря рукоположен во иеромонаха. С 1907 года — епископ. Занимал разные кафедры. В ноябре 1918 года был избран членом Высшего Временного Церковного управления на Сибирском церковном совещании в Томске. Входил в состав правительства адмирала Колчака, за что и был арестован в 1920 году в г. Новониколаевске (Новосибирске). В 1921 году назначен епископом Томским, но к месту служения не доехал, так как был арестован. В 1925 году за переход в старообрядческий раскол запрещен в священнослужении. С 1929 года находился в заключении. Расстрелян 4.09.1937 года в ярославской тюрьме5.
1921-1922 гг.
Епископ Виктор (Всеволод Семенович Богоявленский).
Родился в 1854 году. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. До 1917 года — помощник попечителя Казанского учебного округа, статский советник. В 1919 году рукоположен в епископа Барнаульского, викария Томского. С 1921 года — епископ Томский. 20 июля 1922 года по делу изъятия церковных ценностей Верховным трибуналом приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Было объявлено, что «приговор окончательный»6. Выездная сессия Судебной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала в ноябре 1922 года подтвердила приговор «расстрел». 2 марта 1923 года Верховный
97

М. В, Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
Суд РСФСР телеграммой заменил смертную казнь 10 годами ИТЛ. Еще через полгода срок был снижен до 5 лет. За это наказание он реабилитирован в 2001 году Прокуратурой Томского областного суда. Известно, что он в 1924 году управлял Нижне-Удинской епархией и с марта 1925 по октябрь 1928 года был архиепископом Омской епархии. В июле и сентябре 1927 года он обращался в Омский областной административный отдел на предмет регистрации его как правящего архиерея Сергиевской ориентации и Временного Епархиального совета при нем. Умер 2.11.1928 года, похоронен в Омске7.
1923-1927 гг.
Архиепископ Димитрий (Димитрий Никанорович Беликов). Родился в 1852 году в Симбирской губернии в семье священника, окончил Казанскую духовную академию и был оставлен при академии преподавателем на кафедре гражданской истории, магистр богословия. Был женат на Надежде Степановне (умерла в 1903 году). Дети: сын Борис и дочери Нина и Екатерина. С 1882 года — служил настоятелем Покровской церкви в Казани. Был настоятелем церкви Родионовского института. В 1887 года назначен настоятелем домовой университетской церкви во имя Казанской Божьей Матери г. Томска. С 1889 г. — профессор богословия Томского университета. С 1891 года был благочинным домовых, при учебных заведениях, церквей в Томске, цензором катехизических поучений, составляемых священниками Томской епархии. В 1893 году избран председателем совета Томского епархиального женского училища. В 1895 году возведен в сан протоиерея. В 1900 году назначен преподавателем богословия в Томском технологическом институте. В 1902 году в Казанской духовной академии Беликов защитил диссертацию «Томский раскол (исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)» и Святейшим Синодом был утвержден в степени доктора церковной истории. В 1904 году по выслуге лет Д. Н. Беликова утвердили в звании заслуженного профессора, назначили пенсию в размере прежнего жалованья и вывели из штата Томского университета с сохранением звания профессора. В этом же году Беликов удостоен Советом Императорского Томского университета премии имени А. М. Сибирякова за труды по истории Сибири. В 1906 году Беликов избран членом Государственного Совета и переехал в Петер
98

Репрессированные священнослужители и миряне
99
бург, где продолжал преподавательскую деятельность. С 1907 года он является председателем Учебного Комитета при Святейшем Синоде. С 1907 года — член Государственного Совета, с 1908 года — митрофорный протоиерей. В 1920 году отец Димитрий был пострижен в мантию и рукоположен во епископа Омского.
В 1921 — 1922 году архиепископ Димитрий высылается из Петрограда под Томск и некоторое время служит в сельском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Петухово Томского уезда. По приглашению Сретенской церковной общины служит настоятелем Градо-Томской Сретенской церкви (по воспоминаниям В. Черепанова)8. С 1923 года — архиепископ Томский. Своего жилья не имел. Жил на квартире Боголюбова Василия Михайловича. В 1927 году объявил Томскую епархию автокефальной, а потом высшей Церковной властью признал ВВЦС (Временный Высший Церковный Совет) и, таким образом, стал сторонником григорианского раскола, за что заместителем местоблюстителя был запрещен в священнослужении. В 1928 году носил титул митрополита Томского и Сибирского (в расколе ВВЦС). В это время жил он на квартире профессора В. П. Миролюбова (своего зятя). Скончался в 1932 году вне общения с патриаршей церковью. Погребен за летним алтарем Старо-Кафедрального собора (Благовещенского). В том же году, при разрушении собора, прах его был перезахоронен на лесное кладбище у Спасского тракта (Южное). В настоящее время могила его сохраняется на кладбище Южном.
Имел награды: От Святейшего Синода — серебряную медаль в память царствования Александра Третьего и орден Св. Анны 2-й степени.
Соч.: «Раскол в Сибири и в Томске за 17 век»; «Старинные монастыри Томского края» (Томск, 1898); «Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные его особенности в условиях их жизни и быта (общий очерк за 17 и 18 столетия)» (Томск, 1898); «Старинный Свято-Троицкий собор в Томске» (Томск, 1900); «Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)» (Томск, 1901); «Старинный раскол в пределах Томского края» (Томск, 1905).
Из воспоминаний В. Черепанова: «Церковь в Сибири в то время была разъединена на "тихоновцев", "григорианцев" (от имени митрополита Екатеринбургского Григория, отличавшегося от "тихоновцев" крайней непримиримостью к власти, край

М. В. Фаст, Н, П. Фаст. Нарымская Голгофа
ним непризнанием власти), и "обновленцев" — "живоцерковников" — лояльных к власти, признающих ее законной».
«Каждое направление имело свои кафедры в Томске и свои приходы среди храмов. Было время, когда в Томске было одновременно три митрополита Томских и всея Сибири и один архиепископ: митрополиты "григорианский", "обновленческий" и "старообрядческий" и архиепископ "тихоновский"».
«Воинствующие безбожники поначалу ходили по городу, жгли картонные и бумажные макеты храмов. Надрутивались над священнослужителями, включая архиереев, у которых были отняты кони и кареты для поездок... для совершения церковных треб. Приходилось ходить пешком по городу в рясах по беспрестанным вызовам в органы власти — зачастую в сопровождении бесчинствующей толпы...
Так ходил в органы митрополит "Томский и всея Сибири" Димитрий (Беликов), относившийся как раз к чисто сибирскому течению "григорианцев", в делах веры и благочестия не шедшего ни на какие уступки "богопротивной власти". Вызовы митрополита — старца уже в то время — особенно участились после неудавшегося для А. Луначарского диспута в Общественном собрании Томска (Дом офицеров) на тему: "Есть ли Бог?". Для диспута органами был вызван митрополит Димитрий. В зале было шумно. Стол Луначарского был завален разными учеными книгами с закладками. Все это должно было служить доказательством того, что Бога нет. К этому призывались ученые умы из всей истории человечества, сомневающиеся в разное время в существовании Бога, или открыто заявлявшие, что Его нет.
Митрополит Димитрий пришел на диспут с одной Библией — книгой Священного Писания, включавшей Ветхий и Новый Заветы, помня Библию наизусть. ... Луначарский на каждый вопрос митрополита подолгу рылся в книгах, что-то отыскивая... В конце концов митрополит Димитрий не выдержал и сказал Луначарскому: "Что ты все в книгах роешься, вот где книга-то должна быть",— и указал рукой на голову. Эта реплика вызвала в зале замешательство, реплики, шум, смех... Словом, был посрамлен нарком просвещения... Так и отбыл из Томска ни с чем, не доказал, что Бога нет.
Все бы ничего, да только стали после этого диспута вызывать каждый день старца митрополита в органы. И принужден он был ходить в облачении пешком через весь город. В органах си
100

I
Репрессированные священнослужители и миряне
дел "нога на ногу" молодой начальник и привычно, изо дня в день начинал с одного и того же: "Ну, доказывай, доказывай, есть ли Бог...". Так было »9.
Наиболее строгими и непримиримыми к советской власти были «григорианцы» и по мнению Л. И. Хлебниковой, отбывшей за веру Христову в концентрационных лагерях 10 лет. Она вспоминает, что люди, «когда узнавали, что церковь обновленческая, забирали свои "панихидки" и уходили в другой храм. Мы посещали "тихоновские" и "григорианские" церкви». И с покаянием вспоминает, как 60 лет назад она не успела освятить свои куличики в своей церкви и носила освящать их в обновленческую Петропавловскую церковь.
Отношение органов НКВД к митрополиту Беликову хорошо видно из «Дела» на протоиерея Назарова. В сочиненном ими протоколе допроса Назарова от 29 августа 1937 года есть такие фразы: «...я близко сошелся с ярым врагом советской власти митрополитом Беликовым и архиереем Калугиным (Примеч.: Калугин был протоиереем)... мы собирались и обсуждали, что советская власть нас совсем разорила и что нам надо над своим положением серьезно подумать, чтобы найти выход. Мы тогда пришли к выводу, что нам от пассивного ожидания перемены власти надо переходить к активным методам борьбы... Примерно в начале 1932 года в одну из таких встречь с Беликовым... он стал мне говорить, что нам тоже дремать не нужно, а надо вести активную деятельность против советской власти». И далее, якобы именно Беликов рассказал ему о «Союзе братства Русской правды» и о Российском общевойсковом союзе и стал приглашать Назарова в эти организации. Назарова расстреляли10. Имя Беликова как «организатора контрреволюционного заговора церковников» в Томске будет муссироваться в 1937 году во многих «делах». Нет сомнений, что в 1937 году его бы арестовали и расстреляли одним из первых. См. также ниже о священнике — секретаре Беликова Замятине Леониде (Дело 1926 года).
1928-1930 гг.
Епископ Герман (Григорий Афанасьевич Кокель). Родился в с. Тарханы Чувашской обл. 23 ноября 1883 года в семье крестьянина. По национальности чуваш. Окончил Казанскую духовную семинарию. С 1900 по 1903 год был послушником Симбирского
101

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
архиерейского дома. С 1903 по 1906 год был псаломщиком. С 1906 по 1909 год учился на миссионерских курсах в г. Казани. В 1907 году рукоположен во иерея архиепископом Симбирским Иаковом (Пятницким). В 1918 году овдовел, имея троих детей (Александру, Аркадия, Софью). С 1921 по 1924 год учился в Богословском институте в г. Ленинграде. Рукоположен патриархом Тихоном 31.12.1924 года во епископа Ибрессинского, викария Ульяновской епархии. В 1925 году в г. Алтыре судим по линии ГПУ и приговорен к расстрелу, расстрел был заменен на заключение в лагере. С 1927 года — епископ Бугумильский (викарий Самарской епархии), с 1927 года — епископ Бугурусланский. В 1928 году, по постановлению О ГПУ, был сослан в Томск на 3 года. С 1928 года — епископ Кузнецкий, викарий Томской епархии. С 1928 по 1930 год был епископом Томским. С ноября 1930 года — епископ Омский и Павлодарский. С июля 1931 года — епископ Никольско-Уссу-рийский, управляющий Приморской епархией. С 1931 года—епископ Барнаульский и управляющий Бийско-Алтайской епархией. 1 апреля 1932 года снова арестован11 по ст. 58-10. В обвинение ему вменялось и то, что он не признавал обновленцев и григорианцев («относился враждебно к обновленцам, называл их сектантами и призывал в своих проповедях беречься и сторониться их»), увольнял священников, которые брили бороды и не носили рясы (священника Андрея Алексеевича Ливанова) и то, что он, будучи секретным агентом ОГПУ, умышленно расконспирировал себя. 27 июля 1932 года освобожден за прекращением дела. К делу приложено обращение епископа Германа против обновленцев и григорианцев, называя их отщепенцами церкви Божией (Л. 26) Нашли, что в следственном деле предъявленное обвинение недостаточно подтверждается. Был выслан из Бийска. С 1932 года — епископ Благовещенский. В 1935 году, будучи епископом Благовещенским, уволен на покой. Расстрелян 12.11.1937 года.
1930-1933 гг.
Епископ Фостирий (Павел Ксенофонтович Максимов-ский). Родился 21 октября 1864 года. Окончил Костромскую духовную семинарию. В 1895 году был рукоположен в сан священника. В 1930 году пострижен в монашество и 9.11.1930 года хиротонисан во епископа Томского. С 1933 года — епископ Челябинский и с 1933 по 1934 год епископ Сызранский. С 26.06.1934 года ушел на
102

Репрессированные священнослужители и миряне
103
покой и поселился в Ветлуге. Вот так описывается кончина владыки Фостирия: «В 1937 году на Покров арестовали священников и диаконов собора, в декабре — всех оставшихся в городе священников, множество православных мирян и жившего на покое епископа Фостирия (Максимовского)... Условий для содержания значительного числа арестованных в Ветлуге не было, и их отправили в тюрьмы Варнавина и Нижнего Новгорода. Этап, в котором шли епископ Фостирий и Николай Шумов от Ветлуги до Варнавина, гнали пешком. На подводах было разрешено везти только вещи. Епископ Фостирий, утомленный тяготами тюремного заключения и немощью возраста, в пути изнемог. Его посадили на подводу. Стояли сильные морозы, епископа быстро оставили силы, и не доезжая до Варнавина, он замерз» (Иеромонах Дамаскин (Орловский)12.
1933 - 1935 гг.
Архиепископ Сергий (Николай Нилович Васильков). Родился 22 ноября 1861 года в с. Подоклинье Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Псковской епархии. В 1886 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1887 года учитель церков-но-приходской школы погоста Михайловка Псковской епархии. 6 ноября 1888 года рукоположен в сан иерея и назначен помощником смотрителя Рижского духовного училища. С 1891 года преподаватель, затем помощник смотрителя и смотритель Уфимского духовного училища. С 26 января 1908 года смотритель Пинского, а с 24 января 1913 года — Арзамасского духовных училищ. С 20 ноября 1918 года по 14 мая 1926 года священствовал в двух сельских приходах Арзамасского уезда. В 1922 году овдовел, а 24 мая 1926 года пострижен в монашество13. Рукоположен 25.05.1926 года во епископа Челябинского и Миасского. С 6 июня 1927 года арестован и постановлением Особого совещания ОГПУ был выслан из г. Челябинска в г. Ирбит на 3 года. С 6 июня 1930 года по 1933 г. находился на поселении в г. Шадринске. С 10.10.1933 года возглавил Томскую кафедру. С 9.07.1934 года в сане архиепископа. С 8.05.1935 года архиепископ Новосибирский. Вместе с группой священников и мирян арестован 5.05.1937 года по необоснованному обвинению в проведении контрреволюционной агитации, осужден 25.07.1937 года тройкой УНКВД Западно-Сибирского края

М. В. Фаст, Н. П. Фаст. Нарымская Голгофа
по ст. 58-2-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29.07.1937 года в г. Новосибирске.
Архиепископ Сергий (Васильков) реабилитирован Определением № 153 Военного трибунала Сибирского военного округа от 7 февраля 1958 года за отсутствием в его действиях состава преступления14.
1935 г.
Архиепископ Борис (Владимир Павлович Шипулин). Родился 27 декабря 1874 года в Вологодской губ. Окончил Вологодскую духовную семинарию. С 1886 по 1900 году учился в Московской духовной академии, окончил со степенью кандидата богословия, был назначен инспектором МДА, пострижен в мантию. В 1901 году рукоположен во иеромонаха. С 1902 года служил инспектором в Курской духовной семинарии. С 1904 года — ректор Псковской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1906 года — настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1909 года — ректор Московской духовной семинарии. 24 июня 1912 года хиротонисан во епископа Винницкого. Хиротонию возглавлял св. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский). В 1914 году — епископ Балтский, викарий Каменецк-Подольской епархии. С 12.02.1915 года — епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии. Член Священного собора Российской православной церкви в 1917— 1918 году — заместитель митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого). С 1918 года — епископ Киренский, викарий Иркутский. С 1921 года епископ Уфимский. В 1922 году арестован в г. Уфе, находился в заключении в Уфе, в Перми. В 1923 году осужден в Перми по обвинению в «поддержке правительства адмирала Колчака». Приговорен к 7 годам лишения свободы со строгой изоляцией. Вскоре освобожден, и с 1924 по 1927 год в ссылке в Харькове. С 1927 года — в сане архиепископа. С 15.09.1927 года — епископ Тульский. В 1927 году в октябре арестован. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. По освобождении отправлен в ссылку. Архиепископ Борис в Томске был всего с 8.05.1935 по 27.05.1935 год. С 28.02.1936 года — архиепископ и Ташкентский, и Туркестанский. Расстрелян в 1937 г. в Ташкенте15.
104

Репрессированные священнослужители и миряне
1935-1936 гг.
Епископ Серафим (Серафим Кириллович Кокотов). Родился в 1891 году в деревне Гроховка Курской области в семье священника (из «Анкеты арестованного»16). С 1918 по 1921 год учился в Богословской школе в Петрограде. С 1921 по 1928 год — священник при Никольской церкви г. Рыльска. С 1928 по 1931 год — священник при Петропавловской церкви г. Николаевска-на-Амуре. С 1931 по 1933 год — сельский священник в Калужской епархии. С 1933 по 1934 год — священник Покровского собора в Могилеве17. 17.12.1934 года рукоположен во епископа Гомельского, но епархией не управлял. С 27.05.1935 года управлял Томской епархией. В Томске владыка проживал на квартире сапожника артели «Кожмех» на Соляной площади, дом № 5. Служил он обычно в Воскресенской церкви на 2-м этаже (1-й этаж принадлежал григорианцам). 23.03.1936 года был арестован органами НКВД. В обвинение ему была поставлена его деятельность, названная «антисоветской». Ниже приведены выдержки из его «Дела»18.
Из протокола допроса от 16 марта 1936 года:
«Вопрос: Скажите, обвиняемый Кокотов, ваши политические убеждения?
Ответ: По своим политическим убеждениям я являюсь сторонником монархии.
Вопрос: Следствие располагает данными, что вы считаете виновницей в дезорганизации церкви, падении религиозности советскую власть?
Ответ: Да, я считаю виновниками в расколе православной церкви, в ее дезорганизации, падении религиозности в народе, безбожников коммунистов, являющихся представителями советской власти, которые довели церковь и вообще религию до совершенного упадка и поставили нас служителей церкви в самые тяжелые невыносимые условия. Я своим долгом считаю необходимым вести с ними борьбу.
Вопрос: Следствию известно, что вы в борьбе с безбожием и в целях противодействия мероприятиям соввласти проводите линию на объединение всех церковных течений — ориентации в одно целое?
Ответ: Я считаю, что церковь в борьбе может быть сильна только тогда, когда она объединена в одно целое, поэтому я считал своим долгом вести работу в направлении объединения всех
105

М. В. Фаст, Н. П. Фаст, Нарымская Голгофа
церковных ориентации, чтобы таким образом можно было противопоставить себя тем мероприятиям соввласти, которые были направлены против церкви и духовенства.
Допросил нач. СПО Журавлев. Опер Упол. СПО Усов».
Из протокола допроса от 20 апреля 1936 года: «Моими приближенными являются протоиерей Михаил Соколов, иеромонах Капитон Елисеев, отбывающий ссылку в Нарыме, иеромонах Серафим Скорняков, был священником в с. Семилужки, Гавриил Серженко, высланный с Урала, был протоиереем Златоустов-ского собора, Трифон Шостак, слепец монах Анфиноген Евдокимов, отбывающий наказание в концлагере в Мариинске, иеродиакон Василий Шаров, выслан из Владивостока, помогал деньгами священнику Петру Васильеву» ( Л. 39 — 40, том 1).
Из показаний Ивана Митрофановича Яковлева, сторожа и псаломщика Семилуженской церкви: «...епископ Серафим предлагал организовать группу верующих в селе (Семилужках), собрать подписи, избрать церковный совет — двадцатку, которая бы от имени верующих с их подписями выхлопотала разрешение у горсовета на открытие церкви. Епископ Серафим надеялся, что Горсовет отменит решение сельсовета о закрытии церкви...» (Л. 60-61).
Свидетель Валентин Иванович Сидоров, 1895 г. р., художник, о Кокотове отзывался как об «аскете, не гордом» (Л. 68 — 70, 13 мая 1936 года).
Свидетель Богданов Николай Дмитриевич, 1900 г. р. показал: «Я служил в церкви григорианской ориентации сторожем (нижний этаж Воскресенской церкви). В григорианской ориентации я был с момента разделения в 1928 году и до 1935 года. В 1935 году я перешел в сергианскую ориентацию и познакомился с епископом Серафимом Кокотовым. Епископ Серафим стал привлекать меня к богослужениям в качестве иподиакона при архиерейских службах. Я вместе с ним молился в устроенной у него на квартире молельне. В беседах со мной епископ Кокотов высказывал мысль, что нужно все свои стремления направить к сохранению веры, не боясь никаких гонений на церковь. Церковь сейчас переживает большие трудности. Советская власть поставила церковь в невозможные условия. Духовенство подвергается гонениям, ссылается, сидит по тюрьмам, но мы не должны этого бояться. Нам нужно молиться, укреплять веру в народе, укреплять церковь. Кокотов с момента своего приезда начал приближать к себе
106

No comments:

Post a Comment